С 1 сентября 2020 года вступил в силу закон, направленный на защиту прав клиентов банковских учреждений. Акт регулирует нормы информирования населения о предоставляемых услугах. Основные требования к рекламе банковских структур – прозрачная, достоверная и актуальная информация о каждом сервисе. Сведения должны быть легко читаемыми, включать в себя все условия и возможные риски. Основная задача таких нововведений - снизить манипулятивность рекламных обращений и предупредить обман или недостоверное информирование клиентов.

Требования НБУ

На официальном сайте Национального Банка Украины появилось соответствующее требование к рекламе банков и контенту на веб-сайтах. Именно НБУ будет регулярно проверять достоверность сведений, полноту их объема и актуальность. За счет качественного информирования клиенты смогут изучить все финансовые условия обслуживания, свои расходы, наличие дополнительных услуг и другие требования. Это позволит осознанно сравнивать сервисы разных банковских учреждений, выбирать наиболее удобные.

Новые требования были утверждены НБУ еще в конце 2019 года, они отражены в постановлениях 141 и 62. Банковские структуры были заранее уведомлены об изменении формата работы, что позволило реализовать мягкий адаптационный период. НБУ планировал ввести требования в начале лета, однако из-за за пандемии они вступили в силу только с сентября.

Контент на онлайн-площадках

Согласно новому постановлению НБУ, на веб-сайте любого банка должна быть доступна к скачиванию стандартизированная форма, в которой будут указаны полные сведения о стоимости и условиях предоставления услуг. Также обязательным требованием стало наличие онлайн-калькулятора для расчета расходов в потребительском займе и доходов при размещении средств на депозите.

Для услуги кредитования банки обязаны указывать следующую информацию:

  • общие расходы;
  • сумма платежа за расчетный период (в него включены платеж по кредиту и проценты);
  • платежи за сопутствующие услуги (оплата посредников и третьих лиц);
  • общая стоимость кредита;
  • реальный годовой процент.

Все расчеты приводятся в национальной валюте, за их актуальностью следит само финансовое учреждение.

НБУ обязал организации указывать детальную информацию для депозитов. На онлайн-площадках обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • процентная ставка без учета налоговой нагрузки;
  • процентная ставка с учетом уплаты налогов (годовые проценты);
  • сумма дохода от операции до налогообложения (параметр указывается в единице вклада - гривне, иностранной валюте, банковских металлах);
  • суммы дохода по депозиту после налогообложения;
  • итоговая сумма платежей за сопутствующие услуги учреждения (открытие и обслуживание счетов, заключение договора и другое);
  • объем налогообложения депозитной операции с детализацией налогов на доходы физических лиц и военный сбор.

На сайтах, кроме достоверной информации по условию обслуживания, должны быть сведения по следующих позициям:

  • наличие и стоимость дополнительных услуг (страховка, государственное регистрирование, нотариальные услуги, работа оценщиков);
  • прогнозируемая стоимость кредита;
  • порядок и периодичность погашения задолженности;
  • перечень последствий в случае просрочки выплат процентов и погашения тела займа;
  • условия досрочного погашения;
  • условия досрочного снятия денег с депозита.

Офлайн-реклама

Внесены изменения в требования к визуальной и аудиорекламе. Они касаются сообщений, транслируемых на телевидении, на радио, интернет-баннерах, билбордах, в полиграфической продукции. Новые нормы распространяются исключительно на кредитные и депозитные услуги и не применяются к корпоративной или категорийной рекламе учреждений.

Основным требованием стало доступное визуальное восприятие информации: дизайнерское оформление не должно перекрывать или скрывать данные, создавать искаженное или неполное представление об услуге. Обязательно должны быть указаны следующие характеристики сервиса:

  • годовая процентная ставка, максимальная сумма и срок кредитования;
  • годовая процентная ставка, срок, валюта и минимальная сумма для депозитных вкладов.

Читайте также: Могут ли забрать квартиру за неуплату кредита: что говорит закон.

Контроль исполнения требований

Ежедневный мониторинг онлайн-площадок и других видов рекламы банковских учреждений возложены на Национальный Банк Украины. Этим будет заниматься профильное подразделение по защите прав потребителей финансовых услуг.

Еще в июне 2020 года НБУ выпустил постановление, в котором детально объяснил новые требования по рекламированию банковских услуг. При идентификации нарушения предусмотрен штраф. Его размер варьируется от 50 до 800 необлагаемых минимумов (по факту от 850 до 13600 гривен) за каждый выявленный случай.

Нововведения ориентированы на улучшение условий обслуживания клиентов. Предоставление полной информации о финансовой услуге позволит потребителям взвешенно принимать решение и оценивать возможные риски. Также это предупредит недобросовестную рекламу и замалчивание характеристик услуги, намеренное искажение фактов с целью повышения привлекательности предложения.

По мнению экспертов, подобный ход оздоровит ситуацию на финансовом рынке, сделает его работу более прозрачной и понятной.

Услуги быстрого кредитования предлагают не только банки, но и МФО. На сайте компании «Швидко Займ» вы найдете исчерпывающую информацию об условиях кредитования. Финансовый калькулятор наглядно продемонстрирует ваши затраты по заемным средствам, время их использования. Все условия, требования и возможные последствия несвоевременного погашения изложены на страницах нашего сайта.

оформить кредит